Можно подумать, что это рецензия на фильм «Мстители: Война бесконечности». Но нет. Вряд ли.
Сподобился я, наконец, последних «Мстителей» посмотреть. Что и говорить, свальный грех, а не кино. Для тех, кто не видел: в этом фильме собралась самая большая толпа марвеловских супергероев, чтобы противостоять одному-единственному злодею.В единую бойцовую команду призываются и Капитан Америка, и Стражи Галактики оптом, и Халк, и Железный человек, и Человек-Паук, и Тор, и ещё много кого. Могучая вышла кучка:
И вся эта кучка навалилась на одного-единственного чувака по имени Танос, который задумал ни много ни мало — уполовинить численность населения Вселенной. То есть, буквально: убить каждого второго во всех обитаемых мирах. Вот он, красавец:
Ну вот, канва вроде стандартная, есть безумный «Доктор Зло», есть хорошие парни с кулаками вооот такого размера, садитесь поудобнее, сейчас мы увидим как добро в очередной раз победит хуком справа. Ну и действительно, на экране начинается знатное месилово. Говорящий енот палит из большой пушки. Тор голыми руками зажигает нейтронную звезду. Человек-паук цитирует «Чужого» для спасения Доктора Стрейнджа. Ну и так далее. Но если присмотреться, то становится понятно, что перед нами не стандартная жвачка про спасение мира, а, по меньшей мере, манифест, отвергающий самую суть этики.
Реально.
Вот какое дело. И человеческая этика, и особенно — этика комиксовых вселенных, завязаны на понятия Добра и Зла. На то, что это объективные и незыблемые сущности. Герои совершают свои поступки не потому, что бездуховно хотят еды, много денег, и нигде не работать. Нет, они движимы высокими мотивами. Творить Добро и Творить Зло. И поэтому злодеи мерзко хихикают и обижают слабых — Во Имя Вселенского Зла, а супергерои наоборот: широко улыбаются и переводят старушек через дорогу. Потому что они — герои.
И вот чем эти «Мстители» отличаются от всех предыдущих. В этих «Мстителях» не просто плохие парни сталкиваются с хорошими. Тут сталкиваются две этические системы. Неожиданный поворот в том, что обе стороны хотят добра, просто понимают его каждый по-своему.
Декларируемая этика супергероев проста: счастье всего мира не стоит слезинки ребёнка, ну или как там у классика. Поэтому за ребёночка порвём нафиг. А у Таноса подход другой. Он ведь не просто так на мокрое дело собрался. По его мнению, все беды Вселенной — от перенаселения и нехватки ресурсов. И он рассказывает, как в тех мирах, где он ровно половину населения порешил, вторая половина зажила в довольстве и достатке. Потому что теперь всем хватило.
Танос — не обычный шаблонный злодей. Он не хочет себе богатств и плотских радостей. Не получает удовольствия от мучений других. Он радеет за всеобщее счастье. Он добивается сверхвозможностей, чтобы спасти мир от самого мира. И говорит мечтательно, что когда наконец закончит — сядет и будет спокойно и удовлетворённо смотреть на дело рук своих.
Более того, внешне бессердечный, он, оказывается, нежно любит приёмную дочь Гамору. Мы узнаём это в тот момент, когда для получения очередного артефакта условием становится принести в жертву самое дорогое, что у него есть. И он делает это, и получает артефакт — потому что обман тут невозможен, и достанется камень только тому, кто буквально часть себя убьёт.
Так что убийство симпатичной Гаморы — это не только злодейство, но и акт самоотречения, принесения части себя в жертву великой цели. Великого будущего Вселенной.Мстители, понятное дело, с таким подходом не согласны. Они же за добро, а добро — это когда не убивают, даже во имя высокой цели. Поэтому они решительно противостоят «эффективному менеджеру», но… И тут начинаются нюансы, про ту самую этику.
Для Таноса все равны. Он особо подчёркивает, что никаких различий в живых существах не делает. И если половина жителей планеты должна умереть, то это чисто арифметическая половина, без внимания к чинам, положению и наличию полезных связей. Ничего личного.
Для Мстителей в декларациях тоже ценна каждая жизнь. Но на практике эта декларация порождает два казуса. Во-первых, когда появляется возможность обломать планы злодея, хладнокровно убив одного из своих, чтобы уничтожить нужный Таносу артефакт, эта мысль сразу отвергается как неприемлемая. И даже робкое заявление этого самого чувака, что, мол, «одна моя жизнь не стоит жизней миллионов» отметается как несущественное. Ты что, чувак, хрен с ними, с миллионами, конечно же мы тут все за тебя горой встанем! Ну а если у нас не получится… ну простите, миллионы. Ниасилили мы.
А во-вторых, ради его спасения на смерть хладнокровно отправляются сотни других людей, вступающих в битву с какими-то орками, которых Танос притащил с собой в качестве группы поддержки. Своих — не бросаем. А то, что из-за одного своего другие умрут прямо сейчас, а чуть позже возможно и вообще половина всего живого — это на десятый план, потому что допустить гибель половины живого проще, чем смерть своего.И внезапно оказывается, что этика Мстителей, вся такая светлая, хорошо работает для перевода бабушек через дорогу, а вот «в мировом масштабе» прямо угрожает живым существам. Мириады которых могут быть принесены в жертву личным симпатиям. Утешит ли это их? Мол, вы поймите, мы воины света, поэтому, когда вопрос встал — смерть одного или всех вас, то мы, конечно, не могли пойти на такую жертву. Извините.
Ну вот, а теперь о том, о чём в заголовке.
С точки зрения экшна фильм не показывает нам ничего нового. Ну там бабах, пиу-пиу, всё летит, падает, взрывается — всё как обычно, глазу особо зацепиться не за что.Но вот противостояние двух этик… Этика Таноса понятна, но противна. Вроде как не может Добро стоять на фундаменте расчётливого и массового уничтожения живых существ. Сразу от этого тянет воспоминаниями про «уничтожить как класс» и «окончательным решением вопроса»… Пробовали мы такое в двадцатом веке, так себе результат вышел. Но вся такая приятная этика Мстителей показывает, что без расчётливого уничтожения живых существ тоже фигня выходит!
Более того, светлые принципы Мстителей не проходят проверку не только киношным противостоянием, но и обычной жизнью, для которой они как бы служат примером и ориентиром. Военные всегда планируют часть гражданского населения в «сопутствующий ущерб» — и начинают переживать на этот счёт только когда цифры существенно выбьются из прогнозов. Ну или совсем уж вопиющие случаи случатся. По факту, в своих действиях земные правительства гораздо ближе к этике Таноса, потому что она хоть и противная, но рабочая. Приводящая к результату. Но публично признавать это ни в коем случае нельзя. Для публичных заявлений и рассказов детям младшего возраста у нас есть этика Мстителей: прекрасная, сверкающая, и абсолютно бесполезная.
И это всё очень выпукло показывает, до какой степени условны понятия «добра» и «зла», хороших и плохих поступков. И до какой степени это кривая и условная конструкция — человеческая этика.А ещё заставляет задуматься: так детям-то что говорить, в воспитательных целях? Что надо быть как Мстители? Но тогда столкновение с правдой жизни будет не самым приятным. «Оказывается взрослые, которые учили меня добру, в то же время сами творили воооона что…» С детства отравлять расчетливой логикой Таноса? Ну так это, извините, монстры какие-то вырастут…В общем, да, хорошее кино.