О дизайне, юзабилити и относительности

На днях встретил очень яркий пример относительности в таком холиварном вопросе как дизайн и юзабилити.

Есть у меня один клиент, занимающийся внедрением автоматизации в строительных компаниях. Его компания разрабатывает и внедряет специализированную ERP-систему для строителей. Управление задачами, документооборот, контроль процессов и всё прочее. И вот для этой самой системы решили они сделать новый интерфейс. По-современному красивый и удобный. Наняли дизайнера интерфейсов, с отличным портфолио и за хорошие деньги. Долго ли, коротко ли, интерфейс сделали. Красивый. Удобный. Современный.

Одно плохо – клиенты категорически его не захотели. Зато «на ура» у клиентов и их сотрудников пошла прототипная версия – таблицеобразная форма, страшная как война.

В чем же дело? Очень просто – у подавляющего большинства клиентов «автоматизация» раньше была реализована в экселевских таблицах. И видя что-то, по виду похожее, клиент чувствовал себя увереннее – это «почти то же самое», только лучше. И поэтому решение о внедрении принимал гораздо легче. И у сотрудников переход на систему шёл гораздо проще, потому что выглядит привычно, не пугает. А «красивый интерфейс» пугал – там всё было непривычно. Хотя объективно и удобнее. Но чтобы это оценить, нужно было разобраться, вникнуть, освоить.

А теперь мораль и какое отношение эта история имеет к маркетингу.

Отношение самое прямое. Когда мы выводим на рынок нечто новое на замену старому, всегда есть искушение сделать что-то революционное, абсолютно непохожее на то, что было. Полностью поменять интерфейс, логику взаимодействия с пользователем, расположить средства управления в новых местах. И всегда это стремление будет упираться в инертность пользователей, которые уже привыкли к тому, что было. Да, при формальном сравнении новое может быть гораздо удобнее, чем старое. Однако старое уже знакомо и понятно, а с новым человеку нужно ещё разбираться. И этого никто никогда не хочет.

Поэтому при разработке дизайна и юзабилити не действуйте «в безвоздушном пространстве». Не делайте «дизайн ради дизайна» или «чтоб только на других не похоже было». Учитывайте предыдущий опыт ваших клиентов. Опирайтесь на него. Экономьте психическую энергию пользователей, не заставляйте их переучиваться заново с каждым обновлением вашего продукта – и дело пойдёт легче.