В конце прошлой недели я летал выступать в Челябинск. Отличное мероприятие, отличная команда организаторов, отличные слушатели. Люди хорошо слушают, хорошо откликаются на эмоциональную подачу, записывают что-то себе в блокнотики. Мощно и энергично аплодируют.
И молчат.
Ни вопросов, ни комментариев. Не скажу за всех спикеров, но кроме своего собственного видел ещё пару выступлений — та же картина. А темы ужасно интересные: на одном докладе я не выдержал и сам принялся докладчика терзать. Как это делали, а как — то. Потому что там был прям огонь.
Ещё перед основной программой был пресс-завтрак, куда собрались представители местных СМИ — и мы говорили о больных для медиа вопросах. С ведущими. Не со слушателями. Слушатели — слушали. Записывали. Аплодировали. И молчали.
Я не знаю точной причины, но предположу, что всё дело в сохранении лица. Вот встану я такой, спрошу — а вдруг что-то не то? Может, это и так всем понятно. Спалюсь. Лучше тихонько при своём мнении останусь.
Друзья, самообман это. Вредный. Бизнес — это в первую очередь способность сосредоточиться на главной цели и отмахнуться от всего наносного, от всех этих «что же подумают люди». Переступить через дискомфорт, но получить важный для себя ответ.
Когда мне было двадцать лет, на одном семинаре ведущий предложил задавать вопросы и добавил:«Лучше задать глупый вопрос, чем уйти с умным лицом».
Сейчас я понимаю, что это был один из самых ценных полученных мною бизнес-советов. И очень рад, что в своей жизни сумел им воспользоваться.
Пожалуйста, когда идёте кого-то послушать, помните: хороший доклад — это только половина пользы. Вторая половина (а может, и больше!) — это ответы на волнующие вас вопросы.
И ещё: для спикера ваши вопросы гораздо важнее аплодисментов. Только по ним он может понять, что его действительно слушали и понимали. Без этого получается речь в какую-то чёрную бездонную яму, откуда ни вздоха, ни шевеления.
И есть ли там вообще кто-то — непонятно.
Статья опубликована на сайте Cossa.ru